Русские сундучные изделия с кованной железной отделкой

Холмогоры

Устюг Великий

Москва


Гилодо Андрей Акимович

РУССКИЕ СУНДУЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ С КОВАННОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ОТДЕЛКОЙ

КоробьяВо многих музейных собраниях России хранятся русские сундучные изделия, украшенные кованным железным декором. В то же время, русские сундуки с железной оковкой не достаточно оценены как предмет коллекционирования частными коллекционерами, и на рынке русского антиквариата. Современному человеку, привыкшему к изобилию изделий из металла, и ценящему, преимущественно, вещи, изготовленные из серебра и золота, психологически трудно представить, что деревянные сундуки с железной оковкой могут являться редкими образцами русского декоративно-прикладного искусства. Музейный, коллекционный, и антикварный интерес к этому разделу отечественного декоративно-прикладного искусства, во многом, определяется не только значимостью сундучных изделий с железной оковкой в русском художественном ремесле, и в укладе русской жизни, но и тем, что само железо, ординарный сегодня для нас материал, которым оковывали и украшали сундуки в XVII в. — первой половине XVIII в. был материалом дорогим, так как до петровских реформ и создания в результате них мощной металлургической промышленности к середине XVIII в., металл, и не только драгоценный, и цветной, но и чёрный (железо), в Россию привозили из-за рубежа, стоил он дорого, и шел он, в первую очередь, на военные и хозяйственные нужды. Изделия сундучные бытовые, интерьерные, с художественной отделкой железом являлись предметами роскоши, которые могли себе позволить только высшие слои русского общества — царь, его семья, бояре, столбовые дворяне, высшие иерархи церкви, богатые купцы, т.н. гости. Только к середине XIX в., во второй его половине, и в начале XX в., когда от железа ручной ковки, с ручной отделкой, переходят к широкому использованию промышленного железа для оковки и отделки сундуков, сундуки с конструктивно-декоративной отделкой переходят в раздел массовых, более доступных, и демократических изделий для среднего и мелкого купечества, квалифицированных и хорошо оплачиваемых мастеровых и рабочих, даже для зажиточных крестьян. Предметом музейного и коллекционного собирательства, предметом интереса для антикварного рынка, в первую очередь, являются русские сундучные изделия с железной оковкой XVII-XVIII вв., начала XIX в.

КоробьяИзучение сохранившихся памятников материальной культуры и имеющихся документальных и литературных источников позволяет считать, что производство на Руси сундучных изделий с железной оковкой являлось одним из традиционных видов городского ремесла уже с XVI в. На протяжении XVII в. данный вид художественного кузнечного и слесарного ремесла достиг высочайшего развития, оформившись в самостоятельный раздел городского художественного ремесла.

Крупнейшими центрами производства сундучных изделий в железной оковке в XVII в. стали Новгород, Холмогоры, Устюг Великий, а также Москва. Мастера-ремесленники каждого из названных городов имели свои специфические приемы художественной отделки сундучных изделий железом, но все вместе они создали тот единый художественный образ, который такую бытовую утилитарную вещь, как сундук, превратил в яркий образец русского декоративно-прикладного искусства. Работы москвичей, холмогорцев, устюжан вызывали восхищение у современников, как соотечественников, так и иностранцев. Через Холмогорскую ярмарку русские сундуки с декоративной железной оковкой вывозились и в Скандинавские страны.

В XVIII в. богатые традиции в деле художественной отделки железом сундучных изделий, накопленные на протяжении XVII столетия, воплотили и развили в своих работах мастера Великого Устюга, дополнившие в век бурного развития обработки металла один из его старинных видов — художественную работу по железу, обогатив ее новыми техническими и декоративными приемами.

Сундучные изделия, оформленные железным декором, настолько прочно вошли в русский быт и столь высоко ценились, что даже вещи, изготовленные в XVII в., бытовали вплоть до конца XIX — начала XX в.

КоробьяВ русском декоративно-прикладном искусстве сундучные изделия составляют самостоятельный раздел, материалы которого показывают то важное место, которое занимали эти вещи в жизненном укладе России на протяжении нескольких столетий. «Сундуки служили для хранения одежды…в них же, вместо шкафа и секретеров, держали книги и ценные бумаги, их брали в дорогу вместо чемоданов…в них хранили деньги и драгоценности»1. На протяжении XVI-XVIII вв. в интерьере русских домов различные виды сундуков соседствовали с немногочисленными предметами мебели, а нередко и заменяли ее. Подобное функциональное использование сундуков привело к тому, что они нашими предками воспринимались не только как вещь чисто утилитарная, но и как элемент художественного оформления жилища, что, в свою очередь, сформировало основные приемы декоративной отделки подобных изделий, которая менялась в зависимости от художественных вкусов общества и моды времени. Одним из популярнейших приемов художественного оформления сундучных изделий, тесно связанных с их функциональными задачами, была оковка железом. Вещи, выполненные в данной технике, русской работы, известны с XVI в., но подлинного расцвета подобный прием декоративной отделки достигает в XVII — первой половине XVIII в.

В XVIII в. были известны уже разнообразные виды сундучных изделий разных наименований: непосредственно сундуки2, скрыни (шафы, шкафы)3, шкатулки4, ларцы5, поставцы6, казенки7, коробья (коробьи)8, подголовки (подголовники)9, погребцы10. Все эти вещи для прочности и в целях украшения оковывали сплошными или просечными железными полосами, которые нередко лудили («на поставцах, книгохранительницах и шафах писали также цветки и фрукты»)11. особенно популярны в XVII в. были сундуки-подголовки12.

В XVI-XVII вв. на Руси были хорошо известны сундучные изделия, в том числе и с железной оковкой, сделанные в Новгороде13. Их популярность и бытование были столь широки, что они даже получили название «ноугородские» (новгородские) коробья. Делали их обычно из луба и оковывали железными прутьями (полосами), которые имели или черный цвет (железо черное), или лудили (белое железо)14. Размеры коробей были разнообразны — от небольших настольных коробеек до больших коробей-сундуков15, в которых хранили различный домашний уклад, а также книги16. Сейчас из-за недостатка раннего вещевого материала трудно сказать, как же выглядели коробья новгородские, но по письменным источникам известно, что наряду с обычными для коробей круглыми или заоваленными формами они имели и вытянутые формы, близкие к прямоугольным17, а их декоративное оформление строилось на сочетании желтого цвета луба, из которого делали корпус, с черным или белым цветом железа18. Иногда лубяная основа окрашивалась в красный цвет.

КоробьяКоробьяКоробья


1 Сокровища русского народного искусства. М., 1967. С. 11.

2 «Сундук — большой ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком. Кованый». (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1972. С. 717); «Сундук — ящик с крышкой на петлях и замком, обычно окованный и соскобами, для хранения вещей» (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1940. Т. IV. С. 594).

3 «Скрыня — ларец, короб» (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1940. Т. IV. С. 1530); «Комоды назывались скрынями и тоже шафами. Шафы устраивались с дверцами и с уступами, причем нижний уступ заключал в себе выдвижные ящики, а верхний был створчатый с полками. Они ставились на точеных ножках. Этого устройства шафы назывались также и поставцами. Поставцы или шафы, определяемые для помещения книг, назывались книгохранительницами» (Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1862. Т. I, ч. 1. С. 178).

4 «Шкатулка — небольшой ящик для мелких вещей» (Ожегов С.И. Указ. соч. С. 823); «Шкатулка — подручный ящик разного вида» (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1940. Т. IV. С. 637).

5 «Ларец — искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения вещей, драгоценностей, шкатулка, сундучок» (Ожегов С.И. Указ. соч. С. 291); «Ларец — дорогой, изукрашенный ящичек для хранения разных вещей, главным образом драгоценностей. Кованый» (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1938. Т. III. С. 26).

6 «Поставцы были собственно большие ящики с полками без дверей. Делались поставцы и шкафом. В них по подобию шкафов устраивались выдвижные ящики. Бывали поставцы с уступом, разделявшим их на две части. Устраивались поставцы…вышиною не более аршина (71 см), потому что ставились на лавки и употреблялись, вероятно, для чтения или письма. Когда поставцы приделывались к стене наглухо, то назывались рундуками» (Забелин И. Указ. соч. С. 178). См. также примеч. 3.

7 «Казенка — род шкафа, клееная из липовых досок, приделывалась к стене наглухо и назначалась для хранения казны, т.е. предметов дорогого убора или посуды и вообще драгоценных вещей» (Там же).

8 «Коробья или коробейка — гнутый обычно из осиновой обейчатки короб либо сундук…круглый или с четырьмя тупыми углами. Она оковывалась полосами». (Даль. В. Указ. соч. Т. II. С. 166); «Короб — лубяное или берестяное изделие…» (Ожегов С.И. Указ. соч. С. 273).

9 «Подголовок — …косой сверху, покатый ларец, обычно денежный, ставился в голове» (Даль В. Указ. соч. Т. II. С. 168); «Подголовок — деревянная подставка с наклонной поверхностью (или ларец с наклонной крышкой), помещаемая в изголовье под подушку» (Толковый словарь русского языка. М., 1939. Т. III. С. 375).

10 «Погребец — дорожный сундучок для продуктов и посуды» (Ожегов С.И. Указ. соч. С. 489); «Погребец — дорожный сундучок с напитками и съестными припасами» (Толковый словарь русского языка. Т. III. С. 250).

11 Забелин И. Указ. соч. С. 180.

12 «…Они были в большом употреблении у новгородских богатых купцов, которые прятали в них серебро, золото и все драгоценные вещи» (Забелин И. Указ. соч. С. 179).

13 «Некоторые из произведений новгородских мастеров получили в XVI — XVII веках распространение по всей стране. Таковы были новгородские коробьи желтые, красные и иные, окованные черным или белым железом, иногда снабженные замками. Такие коробьи можно было найти и в «царственном граде» Москве и в самых отдаленных северных монастырях. В них хранились документы и казна. В новгородских коробьях держали в XVI веке деньги в Волоколамском монастыре и на его подворье в Москве. В 1586 году в Москве для архимандрита Чудова монастыря была куплена «наугородская коробейка». Окованные коробьи «новгородское дело» попадались в имуществе и более скромных представителей духовенства. Новгородские кованные железом коробьи были распространены по всему государству от устья Северной Двины и берегов Белого озера до Москвы… и на западе до Смоленска» (Бахрушин С.В. Научные труды. М., 1952. Т. I. С. 60, 61). В 1583 г. в Новгороде среди ремесленников-кузнецов уже выделяются коробейники и ларечники, занятые в деле оковки сундуков: «Афанасьев Иван — коробейник, Антонов Зыка — коробейник, Афанасьев Влас — коробейник и ларечник, Евсеев Фрол — ларечник, Иван Кондратьев — коробейник, Макаров Василий — коробейник, Мина — коробейник, Сидор — коробейник, Федоров Матвей и Симеон — коробейники» (Лавочные книги Новгорода Великого 1583 г. М., 1930. Указ. личных имен).

14 Забелин И. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях: Материалы. М., 1869. С. 34, 37.

15 «За коробью большую наугородскую…с замком 13 алт. 2 д.» (Там же. С. 117).

16 Там же. С. 26.

17 «Коробья ноугородская долга, окована железом белы» (Там же. С. 47).

18 «Коробка ноугородская окована белым железом. Коробка ноугородская желта окована черным железом» (Там же. С. 47, 48).


Русские сундучные изделия с кованной железной отделкой

Холмогоры

Устюг Великий

Москва


© «Русская усадьба», антикварный салон