Русские сундучные изделия с кованной железной отделкой

Холмогоры

Устюг Великий

Москва


Гилодо Андрей Акимович

УСТЮГ ВЕЛИКИЙ

Не менее известным северным русским центром по производству сундучных изделий в XVII в. был Устюг Великий, сохранивший этот вид художественного ремесла на всем протяжении XVIII и первой половины XIX в.

Уже в первые десятилетия XVII в. среди разнообразной продукции устюжских кузнецов упоминаются «коробья, окованные железом»1. Кузнечное ремесло в Устюге было одним из наиболее значительных. На протяжении XVII в. оно бурно развивалось2, чему способствовало то, что Устюг являлся крупным речным портом на оживленном торговом пути. В Устюге останавливались суда, которые шли по Северной Двине вверх к Волгоде и вниз к Холмогорам. Здесь производился ремонт судов, приобретались для них необходимые железные части, изготовлявшиеся устюжскими кузнецами. Большую роль в развитии кузнечного ремесла играло и наличие в устюжском уезде месторождений железа, железоплавильного промысла, что обеспечивало сырьем железообрабатывающее производство Устюга Великого3. Развитию сундучного производства в Устюге способствовало также то, что в ряде деревень уезда изготовляли лубяные коробья, которые покупали в городе кузнецы и оковывали их прутьями4. Оковкой коробей в Устюге во второй половине XVIIв. Занимались кузнецы Пахалков Даниил Малофеев, Шимилины Павел и Василий Максимовы, Хотутин Петр Васильев5. Для отделки железом они заготовляли узкие полосы-«прутья», скобы, кольца, замки, затем обивали коробьи и накрепляли детали декора. С развитием разделения труда в сундучном производстве появились мастера, которые занимались только оковкой и креплением железных деталей, покупая на рынке коробья и весь необходимый железный убор6. Во второй половине, особенно в последней четверти, XVII в. производство в Устюге сундучных изделий с металлической оковкой получает значительное развитие. Окованные железом сундучные изделия не только удовлетворяли потребности местного населения, но и скупались на посаде для вывоза на другие рынки. За период с 1653 по 1680 г. в Устюге было закуплено (по неполным данным) 417 коробок, окованных железными «прутьями» с замками и без замков, для отправки их главным образом в Холмогоры и Архангельск7. Кроме того, устюжские коробьи, окованные железом, шли для продажи и в восточном направлении — на Вятку и Вагу.

В XVII в. основным видом сундучных изделий с железной оковкой в Устюге Великом были лубяные гнутые коробья прямоугольной формы с заоваленными углами и выгнутой крышкой. Устюжские коробьи имели простую оковку из гладких вертикальных полос черного или луженого (белого) железа — «прутьев», которые также могли набиваться крест-накрест, в виде крупноячеистой клетки (обычно так украшали крышки коробей). В виде дополнительного декора, придававшего изделию более нарядный вид, использовали просечные круглые накладки на ключевину и в центре крышки под кольцом, а также просечные сегментные накладки по углам на верхней плоскости крышки8. Под железную оковку могли подкладывать светлую или окрашенную в зеленый цвет слюду9. Доступные по цене устюжские коробья (от 6 до 18 алтын, то есть от 18 до 54 копейки) были широко распространены в различных социальных слоях русского общества, в том числе и посадского населения и зажиточного крестьянства Русского Севера, составляя необходимый атрибут домашнего убранства и быта.

Вместе с тем в Устюге Великом в последней четверти XVII в. выделывали и другие виды сундучных изделий в металлической оковке, которые делались на заказ и часто предназначались для дарений и подношений10. Заказные ларцы (теремки) и погребцы изготовлялись из хороших сортов дерева (обычно дуба), имели, так же как и холмогорские аналогичные изделия, сложное внутреннее устройство и стоили значительно дороже (до 10 рублей) лубяных коробей. В силу своей большой стоимости они не пользовались большим спросом в Устюге Великом и делались по холмогорским образцам как штучные заказные вещи11. Их оковывали гладкими плоскими полосами черного или белого железа, на ключевое отверстие, на крышке под кольцом и на углах, как и на коробья, дополнительно крепили просечные накладки, украшенные растительным травяным орнаментом. Видимо, устюжские кузнецы выполняли и полную обивку просечным железом. Так, Федор Цибасов с братьями изготовил ларец для подношения «Святому владыке», за который было уплачено 9 рублей, то есть цена соответствует примерно стоимости ларца холмогорской работы в просечной оковке12. Вероятно, сундучные изделия, выполненные не из луба (т.е. коробья), а из дерева (ларцы-теремки, укладки и т.д.), воспроизводили как в формах, так в основном и приемах оковки и декоративного оформления работы холмогорцев13, завоевавшие большую популярность высоким качеством, прочностью, красотой железной отделки, богатством и нарядностью работы в целом14. Часто основными определяющими признаками, позволяющими среди этой группы вещей выделить устюжскую работу, являются наличествующие на верхней плоскости крышки угловые просечные накладки, круглая ажурная накладка на ключевину — детали, характерные для системы декоративного оформления именно устюжских сундучных изделий, устойчиво сохранявшейся до середины XIX в., а также декоративная роспись на внешних стенках и внутренней части крышки сундуков.

Будучи крупным центром культуры и искусства Русского Севера XVI-XVII вв., Устюг Великий представлял все виды художественных ремесел15, в том числе в немалом количестве имелись в городе и мастера-живописцы, и травщики. Устюжские живописцы издавна украшали травным орнаментом изделия из дерева, в последней четверти XVII в. разработали новый вид травного орнамента, введя в него изображение цветка тюльпана в двух трактовках: в реалистической и обобщенно-стилизованной16. Стилистические особенности росписи сундуков, включающие мотив тюльпана, позволяют достаточно точно отнести их к изделиям Устюга Великого17.

Роспись крышки изнутри, а нередко и снаружи, вместе с передней и боковыми стенками сундука, была одной из характерных черт декоративного убранства заказных, окованных железом сундуков Устюга Великого последней трети XVII в.18 Сундучное производство с железной оковкой в Устюге в XVII в. можно разделить на два основных направления — изготовление недорогих коробей из гнутого луба с упрощенной художественной отделкой, имевших широкое распространение на всем Русском Севере и в Сибири, а также выделка, преимущественно в последней четверти XVII в., дорогих, богато декорированных вещей из дерева, внутри и снаружи дополнительно украшенных росписью. К концу XVII в. кузнечно-слесарная работа по оковке сундучных изделий постепенно выделилась в самостоятельную отрасль художественного ремесла и передавалась из поколения в поколение.

Шкатулка-теремок. Устюг Великий, 1-я четв. XVIII в.В XVIII в. изготовление сундучных изделий с железной оковкой прекращается во всех традиционных русских центрах, известных их производством в XVI-XVII вв., и только в Устюге Великом этот вид ремесла продолжает развиваться дальше.

Великий Устюг в XVIII в., после открытия Ирбитской ярмарки и перемещения сибирского тракта, оказавшись на оживленном торговом пути с Сибирью, занял чрезвычайно выгодное географическое и экономическое положение. В XVIII в. сложились особенно выгодные условия для торговли Устюга с Сибирью, что привело к расцвету города, его торговли и разнообразных ремесел, в том числе и художественных.

Что касается сундучных изделий, то на протяжении XVIII в. в Великом Устюге преимущественно развивалось производство мелких шкатулок. Изменение ассортимента привело и к появлению новых технических приемов оковки железом, новых художественно-стилевых решений, которые обогатили декоративное оформление вещей элементами и символами искусства барокко.

Шкатулка-коробья. Устюг Великий, 1-я четв. XVIII в.Сундук-коробья. Устюг Великий, середина – 2-я половина XVIII в.

В первой четверти XVIII в. шкатулки с железной оковкой устюжской работы еще сохраняют формы, сложившиеся в XVII столетии, — это теремки, коробья, подголовки, хотя коробья наряду с лубяными начинают делать и из дерева. Оковка железом делалась двух видов: традиционная — сплошными полосами, которые, перекрещиваясь, образовывали клетчатый рисунок, дополнительно обогащенный просечными ажурными накладками на углах и под кольцом крышки, а также на передней стенке на ключевом отверстии, и новая — в виде прямоугольных или квадратных просечных накладок. Каждая такая накладка крепилась на переднюю, заднюю, боковые стенки шкатулки и на наружную поверхность крышки19. Изменился и характер просечки, которая из несколько грубоватой и уплощенной на рубеже XVII-XVIII вв. становится объемной и графически изящной, как бы перекликаясь со сканными работами устюжских серебряников, создавая сплошные ажурные покрытия шкатулки, образованные из тонких железных нитей-стеблей растительного орнамента, где четко выделяются S-видные завитки, а также завитки со спирально загнутыми внутрь обоими или одним концом. Стебли дополнены мелкими посаженными на них листьями или условно-графичным стилизованным изображением тюльпана20. Орнамент, как правило, имеет центральную барочную композицию в виде фигурного столбика-ствола, стилизованной вазы или тюльпана на стебле (иногда нескольких цветов тюльпана, как бы нанизанных на один стебель) и отходящих от него одинаковых, симметрично расположенных S-образных элементов. В узор просечной оковки также вплетали изображение льва, единорога, коня, птиц, то есть сюжеты, перешедшие в декоративно-прикладное искусство XVIII в. из сказок, притч XVII в., из миниатюр, гравюр, рукописных и старопечатных книг21. Основной рисунок просечной железной оковки шкатулок Устюга Великого в XVIII в. сложился в первой его четверти, отразив и включив элементы нового стиля — барокко, что нашло отражение в композиционных построениях орнамента, в ритмике его движения, но в то же время он сохраняет и некоторые черты традиционного русского травного орнамента и русской культуры XVII в. в целом.

Шкатулка-коробья. Устюг Великий, середина XVIII в.Шкатулка. Устюг Великий, середина XVIII в.

В XVIII в., на всем его протяжении, и даже в начале XIX в. шкатулки и коробья дополнительно под оковкой украшались кожей, крашенной в зеленый цвет слюдой и без бумажной подкладки.

К середине XVIII в. происходит своеобразное разделение в видах декоративной железной оковки: коробья в это время в основном обивали гладкими железными полосами с дополнительной отделкой небольшими полосами с дополнительной отделкой небольшими просечными накладками, а прямоугольные шкатулки — пластинами со сплошными ажурными рисунками. Шкатулки делали только деревянные, с горбатой крышкой. В середине XVIII в. ритмичный барочный орнамент просечки начинает заменяться несколько вычурным рокайльным мотивом. Часто тот и другой соединялись в декоративном оформлении одной шкатулки.

Шкатулка. Устюг Великий, 2-я половина XVIII в.Шкатулка. Устюг Великий, 2-я половина XVIII в.

Для шкатулок с железной оковкой второй половины XVIII в. новым элементом стала плоская крышка, а также появившийся в Великом Устюге прием сплошной обивки цветной (золотистого цвета) или белой жестью с «морозом», то есть травленым узором по металлу. Такие типичные в это время только для Устюга шкатулки поверх «мороза» дополнительно обивали вместо кованых железных тонкими жестяными полосами, а на углах крышки и ключевине — жестяными просечными накладками, пришедшими на смену кованных из железа.

До конца XVIII — начала XIX в. в Великом Устюге делали все виды названных выше коробей и шкатулок, дополнив их ассортимент в начале XIX в. вещами, обитыми бархатом22. К середине XIX в. основным видом изделий устюжских мастеров становятся шкатулки с «морозом», с жестяной отделкой, имевшие большой спрос на рынке до конца XIX в. и высоко ценившиеся.

Сундучок


1 Мерзон А.У., Тихонов Ю.А. Рынок Устюга Великого. М., 1960. С. 409.

2 «В 1620-х годах в Устюге кузнецов насчитывалось около 60 человек, а в 1670-х годах свыше 100» (Там же. С. 45).

3 Базилевич К.В. Торговля Великого Устюга в середине XVII в. // РАНИОН: Учен. Зап. ИН-та истории. М., 1929. Т. IV. С. 98.

4 Мерзон А.У., Тихонов Ю.А. Указ. соч. С. 618.

5 Там же. С. 406, 410, 419.

6 «Так… Иван Ладутин покупал замки коробейные с прутьями, оковывал лубки и продавал коробьями» (Мерзон А.У., Тихонов Ю.А. Указ. соч. С. 419).

7 Там же. С. 632. Вывоз лубяных коробей в Холмогоры говорят о том, что в Холмогорах лубяных коробей не изготовляли.

8 Приходно.расходная книга Архиерейского домового двора в Устюге. РИБ. СПб., 1894. Кн. II. С. 1051.

9 Слюду привозили из Холмогор и Архангельска «для отделки коробок… и различных видов укладок с железной оковкой» (Базилевич К.В. Указ. соч. С. 94).

10 Гавриле Романову «устюжного дела» погребец, окованный железными «прутьями», «в Москву же в подарок гостю Ивану Понкратову был отправлен такой же окованный ларчик» (Мерзон А.У., Тихонов Ю.А. Указ. соч. С. 406).

11 «Федор Цибасов с братьями в 1682 году изготовил для подношения «Святому владыке» шкатуню (ларец), за которую было уплачено 9 рублей «Братскими деньгами»» (РИБ. Кн. II. С. 1033).

12 Подтверждением того, что в Устюге оковывали сундучные изделия просечным железом, может также служить деятельность семьи кузнецов Цибасовых, работавших в конце XVII в., а в XVIII в. продолжавших заниматься оковкой железом в технике просечки. См.: Государственный архив города Устюга Великого. С. 361. Д. 69. Л. 4.

13 Видимо, подобная ситуация привела к тому, что часто в музейных собраниях и в искусствоведческой литературе холмогорские сундучные изделия XVII в. называют устюжскими.

14 О декоративной отделке сундучных изделий в железной оковке Холмогор подробно говорилось выше в тексте.

15 Попова З.П. Русская мебель XVI-XVII вв. в собрании Государственного Исторического музея: Русское художественное дерево // Тр. ГИМ. М., 1983. Вып. 56. С. 29.

16 Там же. С. 29, 30.

17 Хотя не исключено, что в Устюге роспись красками также делали и на сундучных изделиях, привезенных из Холмогор, так как известно, что «из Холмогор в Устюг привозили погребцы окованные» (Мерзон А.У., Тихонов Ю.А. Указ. соч. С. 232).

18 Для отделки одного из ларцов росписью «травами красными и серебром» был приглашен мастер Алексей Гольцов (РИБ. Кн. II. С. 1033).

19 Накладки с просечкой, заполнявшей все поле прямоугольной или квадратной пластины сплошным ажуром, появляются в Устюге в начале XVIII в. и отличаются от накладок в виде просечных полос XVII в., на которых орнамент располагается вертикально.

20 Тюльпан как элемент орнаментального декора сохранился в художественных изделиях Устюга, в том числе и на шкатулках с железной просечной оковкой до конца XVIII в., являясь характерным признаком устюжской работы.

21 Попова З.П. Указ. соч. С. 28.

22 Великоустюжский областной архив. Ф. 145. Л. 178.


Русские сундучные изделия с кованной железной отделкой

Холмогоры

Устюг Великий

Москва


© «Русская усадьба», антикварный салон