Русские сундучные изделия с кованной железной отделкой

Холмогоры

Устюг Великий

Москва


Гилодо Андрей Акимович

МОСКВА

Наряду с Холмогорами и Устюгом Великим в XVII в. известным центром по производству сундучных изделий с богатой отделкой, в том числе и с железной оковкой, была Москва. К этому времени Москва являлась не только политическим центром русского государства, но и крупнейшим торговым и ремесленным городом страны. Московские ремесленники, особенно мастера Оружейной палаты, активно использовали в художественных ремеслах лучшие русские, а также новомодные западноевропейские образцы, были хорошо знакомы с сундучными изделиями холмогорцев, устюжан, с привозными западноевропейскими и восточными вещами. В мастерских Оружейной палаты делали богато изукрашенные сундуки для нужд царской семьи1, гладкие и резные ларцы из дуба и кипариса с железной оковкой2, поставцы3, ларцы двухъярусные («теремки»)4, сундуки для хранения посуды5 и другие виды сундучных изделий. Все эти вещи богато декорировались сплошными или просечными железными полосами, которые для большей нарядности покрывали полудой, золочением или оловянными накладками-розетками («репьями»)6, также вызолоченными или раскрашенными красками. Убранство дополнялось художественно оформленными железными накладками на ключевое отверстие («ключевину») замка, коваными ручками-скобами на торцах, подкладками из слюды, которую часто подкрашивали в зеленый или красный цвет и по которой писали «травы, и люди, и птицы краски разными»7. Роспись нередко делали и по деревянной основе вещи и сверху покрывали слюдою, на которую накладывали железный или оловянный убор. Крупные изделия, выполнявшие роль мебели и включенные в богатое полихромное оформление интерьеров дворцовых палат, расписывали золотом и серебром8, под малахит и мрамор9. Внутри дорогие сундучные изделия мастеров Оружейной палаты обивали кожей, тканями, бархатом (особенно часто — шкатулки и ларцы).

Помимо богато декорированных сундучных изделий из дерева, выполненных в мастерских Московского Кремля, в Москве делали коробья из луба, которые были значительно проще по своему художественному оформлению, более дешевы и вследствие этого распространены в различных слоях городского населения. Коробья покупали в торговом коробейном ряду10. По своему типу они были аналогичны новгородским. Это было результатом как широкого распространения новгородских лубяных изделий, так и следствием того, что в XVII в. новгородские коробья уже изготовляли не только в Новгороде, но и в больших количествах в Москве, так как «московское правительство стягивало к Москве не только торговых людей, но с еще большей настойчивостью стремилось выбрать из провинции наиболее искусных ремесленников. В XVII в. особенно часто в Москву вызывались новгородские ремесленники»11, и в XVII в. в Москве уже существовала новгородская слобода12, мастера-сундучники которой производили свой привычный товар на московский рынок.

Сундучные изделия в железной оковке московской работы XVII в. можно разделить на две группы. Первую составляют вещи, выполненные из дубы и дорогих пород дерева (таких, как кипарис) мастерами Оружейной палаты для нужд царской семьи. Эти вещи отличаются высоким уровнем художественного оформления, основными признаками которого являются сочетание богатой красочной росписи с такими дополняющими декор материалами, как белая или крашенная в яркие, сочные цвета слюда, железные сплошные или просечные полосы с орнаментальным рисунком, часто дополнительно украшенные позолотой, или полудой, или отдельными фигурными оловянными накладками, которые также нередко золотились или раскрашивались красками. Сочетание таких материалов, как железо и олово, да еще вызолоченных, в декоративном убранстве сундучных изделий может служить определяющим признаком московской работы. (Видимо, в работах мастеров Оружейной палаты XVII в. олово, особенно в таких изделиях, как шкатулки и настольные небольшие сундучки, могло полностью заменять железную оковку, выполняя те же декоративные функции.) Вещи, вышедшие из рук мастеров Оружейной палаты, по богатству и красочности своего оформления фактически переходят из разряда чисто бытовых, утилитарных предметов в разряд самостоятельных произведений декоративно-прикладного искусства, в которых нашли свое отражение основные тенденции русского искусства XVII в. с его полихромностью, нарядностью и подчеркнутой декоративностью.

Вторую группу московских сундучных изделий в железной оковке составляют образцы, выполненные из луба и значительно скромнее украшенные. Они, в основном, имели функциональное назначение, хотя в них присутствует элемент декоративности. Этот вид вещей изготовлялся, главным образом, на городском ремесленном посаде и продавался в московских торговых рядах.


1 Забелин И. Домашний быт русских царей… С. 467, 468, 481, 472, 473; Он же. Домашний быт русских цариц в XVI-XVII столетиях. М., 1869. С. 646; Материалы. С. 19, 33-35, 38, 40, 46-50, 54, 56-58, 118.

2 Забелин И. Домашний быт русских царей… С. 467.

3 Там же. С. 471.

4 Там же. С. 472.

5 Забелин И. Домашний быт русских цариц… Материалы. С. 19.

6 «Ларец… по нему обивано… железом красным… по железу прибиваны кружки белые оловянные» (Забелин И. Домашний быт русских царей… С. 468).

7 Там же. С. 467.

8 Там же. С. 471.

9 Там же. С. 473.

10 Там же. С. 467; Он же. Домашний быт русских цариц… Материалы. С. 120, 126

11 Довнар-Запольский М.В. Торговля и промышленность Москвы в XVI-XVII вв. М., 1910. С. 13.

12 Там же. С. 65.


Русские сундучные изделия с кованной железной отделкой

Холмогоры

Устюг Великий

Москва


© «Русская усадьба», антикварный салон